Как социальные сети испортили нашу жизнь

Увидеть Facebook и... не умереть

Время бежит по сжимающейся спирали, и еще десять лет назад мало кому могло прийти в голову, что человечество с головой погрузится в социальные сети. На каждый запрос есть свой сервис. Легко исполняются детские мечты. Хочешь быть фотографом, писателем? Пожалуйста, социальные сети залечат ваши раны, утешат и поймут. Но есть оборотная сторона медали.

Социальные сети — относительно новое изобретение, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что они буквально перевернули жизненный уклад миллионов людей по всему миру. Все гениальное просто, и элегантная простота идеи социальных сетей принесла миллиардные дивиденды изобретателям и навсегда изменила принципы социальной коммуникации рядовых пользователей. Параллельно с ростом значимости социальных сетей, наблюдается бурное развитие разнообразных "гаджетов" — портативных электронных устройств, обеспечивающих доступ к любимым аккаунтам в любое время и в любом месте. "Теперь делиться своими фотографиями будет как никогда легко", — стандартная фраза из ролика, рекламирующего очередной смартфон.

Только вот для чего это нужно делать — тот еще вопрос.

Читайте также: Интернет как повод для гражданства

Instagram. Осенью 2013 года количество снимков, выложенных пользователями данной сети, перевалило за 16 миллиардов, а Instagram упрочил свой статус наиболее модного сервиса планеты. Над миллиардами снимков котиков, еды и намыленных женских коленей принято откровенно насмехаться — и, смеясь, выкладывать точно такие же фотографии.

Ради справедливости, стоит отметить, что наряду с тривиальными аккаунатми, забитыми под завязку "дакфейсами" и "туалетными селфи", на просторах Instagram работает немало весьма талантливых фотографов. Трудно сказать, какую роль в развитии их творчества сыграли социальные сети, но то, что мастера фотографии все-таки не чураются этой пестрой клоаки, внушает некоторый оптимизм.

Instagram — вещь неоднозначная. С одной стороны, желание выложить интересную или красивую фотографию может подвигнуть юзера на посещение действительно уникальных мест, способно разбудить крепко до той поры спавшее чувство прекрасного в огрубевшей душе старого урбаниста. Постоянный поиск хорошего ракурса для Instagram будит в человеке остроумие и любопытство. Может, ничего путного и не получится, но разве не прекрасны сами поиски? Что, как не Instagram, смогло бы вынудить средних лет сурового мужчину присмотреться к алым закатам и росе на цветах?

Но, с другой стороны, трудно не разочароваться в человечестве при виде бесконечной череды тарелок с едой, долгоногих букетов и спортивных тапочек. Каждый такой снимок — своего рода социальный сигнал: "У меня есть мужчина, он дарит мне цветы", "Я могу позволить себе ходить по ресторанам", "Смотрите, я путешествую". Такие шитые белыми нитками послания — очень распространенный жанр. За такими фотографиями стоит простое и понятное желание повысить свой "социальный статус". Хотя бы виртуально.

Западный журнал Slate провел исследование, которое обнаружило, что Instagram — наиболее "депрессивная" социальная сеть. Люди завидуют чужому счастью (не важно, что оно может быть фальшивым) и испытывают обиду, когда их фотографии мало "лайкают".

Foursqare. Если Instagram принято ругать за бахвальство, то Foursqare — это настоящая ярмарка тщеславия. Эта сеть была создана в 2005 году в рамках дипломного проекта Нью-Йоркского университета. Вскоре новинкой заинтересовался Google. После запуска проекта в 2009 году, сервис стал стремительно набирать аудиторию.

Forsquare является чем-то вроде интерактивной карты, на которую нанесены все заведения и учреждения города. Пользователи могут "чекиниться", оставлять отзывы и подсказки для своих друзей и остальных участников сети. Теоретически проект полезный: можно заранее почитать отзывы других посетителей на кафе или ресторан, прежде чем направиться туда самостоятельно. Это аспект прагматичный, отошедший, впрочем, на второй план. А в первую очередь Foursqare стал еще одним инструментом для повышения своего социального статуса в глазах знакомых. "Полцарства за чекин" — кафе и рестораны всерьез бьются за чекины посетителей, поощряя их бесплатными напитками и печеньем.

Что же до самих пользователей, то они, в свою очередь, из кожи вон лезут, чтобы зачекиниться в наиболее фешенебельном заведении на зависть друзьям. Вести "красивую жизнь" с приходом социальных сервисов оказалось так просто… Не важно, что возвращаться все равно придется в старенькую однушку на городской окраине, где вас ждет голодная собака и ворчливая бабушка, но на минуту, делая чекин в каком-нибудь "хорошем" месте, вы все-таки можете поймать мимолетное чувство принадлежности к сливкам общества.

Twitter. Сервис, созданный для обмена короткими (не более 140 символов) сообщениями, завоевал широкую популярность во всем мире. Молниеносное распространение информации по микроблогам зачастую опережает работу профессиональных репортеров.

Но для того, чтобы завоевать популярность в этом микромире, необходимо в буквальном смысле этого слова не покидать его ни на минуту. Для многих пользователей Twitter превратился в своего рода публичный онлайн-дневник. Как такая гипертрофированная публичность влияет на психику, пока доподлинно неизвестно, однако очень многие люди попадали в неловкое положение, когда забывали о том, что этот "дневник" читают тысячи фолловеров.

Facebook. Самая популярная социальная сеть в мире, количество ее пользователей перевалило за миллиард. То есть, вдумайтесь: каждый седьмой житель планеты является клиентом компании Марка Цукерберга. Facebook постепенно пододвинул некогда сверхпопулярный "Живой Журнал". Хотя ЖЖ более удобен для размещения текстов, основная активность в последние несколько лет все равно сместилась именно в социальные сети — Facebook и "ВКонтакте". Если ЖЖ напоминал огромный самиздатовский журнал, то Facebook — завалинку, на которой интеллектуалы (и не очень) по нескольку дней грызут старые инфоповоды.

Как показывает практика, информация, имеющая хождение в социальных сетях, как правило, не отличается ни достоверностью, ни свежестью. Однако пользователям, черпающим сведения преимущественно из Facebook так не кажется, ежедневно сеть сотрясают свои сенсации, не имеющие особого отношения к реальности. За нехваткой достоверной информации, на первый план выходят эмоции, как случилось недавно в истории с копенгагенским жирафом. Информация попала из популярного ЖЖ drugoi, и спустя считаные часы волна гнева захлестнула рунет. Мало кто пытался анализировать поступившую информацию: выводы пользователей социальных сетей чаще всего сводятся к простому выбору между двумя предложенными альтернативами. Суть всей Facebook-активности сводится к простому "мы за все хорошее и против всего плохого". Слишком уж узкий просвет остается здесь для оттенков и полутонов.

Читайте также: "Цифровой детокс" спасет от интернета

Часто говорят о появлении нового вида зависимости — от социальных сетей. Человек не может удержаться от того, чтобы поминутно не заглядывать в свой аккаунт в ожидании новых уведомлений, лайков и комментариев. Постоянный просмотр ленты Facebook или "ВКонтакте" превращается в навязчивую манию — самое грустное, что человек сам не замечает, как постепенно впадает в зависимость.

Простое, на первый взгляд, решение: удалить свой аккаунт, — реализовать на практике не так-то и просто. Одна моя знакомая крепилась месяц, но потом ей пришлось снова зарегистрироваться в Facebook: возникли элементарные проблемы с поддержанием полезных коммуникаций. Часто приятели даже не записывают телефонные номера друг друга. Зачем, если для связи достаточно одного клика? Поэтому "уход" из социальных сетей не встречает понимания у окружающих.

Между тем, социальные сети могут отобрать у человека львиную долю времени. Чрезмерная увлеченность ими мешает человеку и на работе (некоторые компании даже блокируют доступ в популярные социальные сети на рабочем месте), препятствуют гармоничному развитию. Вместо чтения книг или просмотра хорошего фильма жертва зависимости допоздна прокручивает ленты обновлений. Конечно, кое-какую полезную информацию можно почерпнуть и оттуда, однако эти знания несистемны и являются по своей сути информационным шумом.

Одной из причин, по котророй социальные сети начинают провоцировать зависимость, является то, что они зачастую помогают челоеку притупить боль от неудовлеворенности собой. Выстраивая виртуальный образ себя "идеального" (а чем же еще являются все эти глубокомысленные статусы и отретушированные до неузнаваемости фотографии?), человек уже не может остаться наедине с собой настоящим. Это причиняет ему боль. Этот эффект социальных сетей по своей сути очень похож на действие наркотиков — все дело в отрицании реального мира, котрый причиняет дискомфорт.

"Социальные сети помогают избавиться от одиночества, это очень важно. Но для психики они могут сказаться негативно, так как способны вызвать зависимость. Человек может просто уйти в онлайн, а реальная жизнь для него просто перестанет существовать. Даже для тех людей, которые в реальной жизни не очень активны, в силу обстоятельств (инвалиды, одинокие люди, живущие где-то в глубинке), это может оказаться вредно. Люди могут начать забывать о той реальности, которая их окружает, вплоть до того, что они могут начать забывать выполнять элементарную работу по дому, вроде мытья посуды или приготовления пищи", — такой комментарий для Pravda.Ru дал психолог, кандидат психологических наук Юрий Левченко.

Он добавил, что люди уходят от реального общения, потому что виртуальная жизнь приятнее, чем реальность.

"Людям не хватает эмоций, вот они и бросаются на фастсфуд в виде лайков и перепостов", — добавил эксперт.

Одиночество одиночеством, однако большинство серьезных коммерческих компаний устремились в социальные сети. СМИ заводят аккаунты в Twitter и Facebook, принимая в штат профессиональных SMM-специалистов. Продвижение в социальных сетях для многих людей из хобби превратилось в профессию.

Читайте также: Сети лжи: смотри, не влипни!

Рядовым пользователям, почувствовавшим, что социальные сети стали отнимать непозволительно много времени, можно посоветовать средующее.

— Перестать комментировать посты и статусы. Спору нет, отказываться от Facebook или ЖЖ совсем не стоит, особенно, если вы пишете туда интересные тексты. Но если само написание текста — дело полезное и продуктивное, то участие в бесконечных интернет-спорах является наиболее деструктивным бессмысленным занятием. Никто никого в интернете еще ни разу не переубедил, зато нарваться на тролля и потратить на спор с ним много часов подряд — перспектива вполне реальная. "Не корми тролля" — золотое правило.

— Постараться как можно реже просматривать ленту друзей. Вряд ли от вас ускользнут какие-то шедевры мысли и уникальные сведения, гораздо полезнее почитать книгу.

— Если дело совсем плохо, но удалить свой аккаунт вы по каким-то причинам не можете, можно попробовать установить специальную программу, которая будет ограничивать ваше времяпровождение в сети.

— Кроме того, желательно сократить количество своих аккаунтов. В конце концов, целый день просматривать, к примеру, один Facebook просто надоест. А вот если у вас есть и Twitter, и "ВКонтакте", и Facebook, и Instagram — в этом случае у вас есть печальные перспективы потратить львиную долю своего времени на изучение обновлений во всех этих сетях. Лучше оставить одну-две социальные сети, которые нравятся вам более других, так вы сэкономите много времени.

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *